Дневники путешествий Вход
   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


   По темам  

   Архив  

   Поиск  

   Новый раздел  

Новый познавательный портал о Донском крае

 Дневники путешествий по Донскому краю
 
   Новые записи в дневниках  
фев 24

Опубликовал: traveller
24.02.2009 22:30 

Любому исследователю нужно рассматривать найденные им объекты с разных точек зрения — как в переносном, так и буквальном смысле. Допустим, в чистом поле вы находите объект — камень, поставленный вертикально; явно не сам встал, значит — человек поставил... Сразу задаёшься вопросом — зачем... Что в такой ситуации приходит на ум? Конечно, сразу хочется, чтобы это была какая-то великая тайна — например, сооружение типа Стоунхенджа, причём у нас под боком, в донских степях...

Вообщем, вы считаете, что нашли менгир, по определению — вертикально установленный необработанный камень. Если смотреть на свою находку, не борясь с эмоциями, то получается так:



А если таких камней — не один, а три —  то это уже почти кромлех...

Теперь изменим свою точку зрения на перпендикулярную — подойдём к этой группе камней и посмотрим на них сбоку:

При этом обнаруживается интересный факт — в вершинах этих камней сделано углубление.

Конечно, можно объяснить наличие данного углубления его культовым предназначением — к примеру, для сбора жертвенных слёз обитавших неподалёку (все об этом знают) амазонок. Однако, любой местный житель вас сразу поставит на грешную землю, кощунственно ляпнув, что здесь сверху лежала большая деревянная оглобля, и что это всё в комплексе образовывало такую прозаическое устройство, как коновязь... Вы спускаетесь из облаков своих мыслей и вдруг замечаете, что вроде бы он и прав, потому что кони у казаков точно были, и ещё потому что рядом явно находятся остатки фундамента жилища:

А  люди, много лет изучающие Донской край вам намекнут, что растущие неподалёку деревья, судя по всему, груши — деревья почти культовые для казаков...  И особенно, если на карте неподалёку от этого места обозначено кладбище, то всё становится на свои места — здесь был казачий хутор...

И даже если вы сначала не нашли кладбища, это не значит, что топографы ошиблись... Такие кладбища иногда бывают незаметны, потому что время и люди приложили к этому свои усилия...

Например, вот эти могильные плиты кто-то оттащил от могил, но далеко унести не смог и бросил в кустах...

А этот скромный небольшой столбик из песчаника и крестом сразу трудно отличить от находящихся неподалёку межевых камней...

А на этом — в дате 1873 цифра 3 не поместилась на лицевой части и была перенесена на бок...

Всё вроде бы становится на свои места — однако, почему тут столько камней? И откуда брали и как сюда доставляли эти огромные глыбы?

Тут, на Донецком кряже, очень часто в близлежащих овражках имеются выходы каменных пород, удобно разделённые самой природой на пласты...

Глыбы не всегда имели нужный размер, и тогда на помощь призывались соседи, впрягались в подводы быки, и камни доставлялись к месту назначения... И служили основой для фундаментов, погребов, сараев, коновязей. Дерево здесь — ценность, ведь в окрестностях  деревьев настоящих мало — всё больше кустарник-терновник да боярышник... Дерево, конечно, в хозяйстве применялось — но после того, как хутор покинули люди, всё было растащено хозяйственными жителями близлежащих селений...

Скорее всего, этот хутор исчез вместе с многими другими исконными казачими поселениями в конце 40-х годов прошлого столетия, когда по краю прокатилась волна очередной «перестройки»... Вместе с поселениями с карт исчезали топонимы, несущие в себе историю края,  а взамен появлялись политически верные названия типа «Первого Мая», «Политотдельское», «Советское», которые присваивались отделениям совхозов и колхозов...

Мы нисколько не разочарованы нашей находкой... Как оказалось, она действительно несёт в себе много неизвестного — из нашего такого близкого прошлого... И наш рассказ об этом только начат...

PS. Огромная благодарность всем, кто нам помогал — археологам и краеведам Каменска, Новочеркасска и Ростова-на-Дону...

PPS. Всё сказанное выше в равной степени справедливо и для небезызвестного места в устье Каменной балки в Керчик-Саврове... Совпадения в деталях между этими двумя объектами почти стопроцентные...

Copyright © 2009 Борис Панасюк

Tags:

пока 22 комментариев...

Re : Каменное поле — отгадки

А поподробней можно?

Антон в   07.03.2009 22:03

Re : Антон

Можно. Тема поднята. Будет очень "поподробней". Опубликую в виде статьи-исследования в Терре... На основе уникальной информации... Пишу сам, никто в написании не помогает, поэтому сроков назвать не могу...

Борис в   08.03.2009 1:31

Re : Каменное поле — отгадки

Да, ребята, хорошо вам, всё так просто объяснили!

Алекс в   08.03.2009 19:35

Re : Алекс

Нам хорошо? Вы шутите? После того, как мы начали поднимать документы и разговаривать со стариками, «хорошо» нам не стало... Ведь это знание не из радостных — осознавать, чтО тут, на донской земле, происходило... И вообще впечатление тягостное — бродить по разрушенной памяти народа, уж извините за высокий штиль...
А то, что это оказались не менгиры — это так, мелочи... На наш век загадок тут хватит, в том числе и связанных с неизвестными местами поклонения,и древними святилищами... Тут, похоже, исследование только Каменского района займёт почти год, и мы на настоящий момент знаем местонахождение трёх любопытных объектов, о назначении которых даже догадок пока нет...

Борис в   08.03.2009 22:28

Re : Каменное поле — отгадки

Борис, удалось ли прочесть надписи на найденых надгробьях?

Дмитрий в   12.03.2009 23:36

Re : Дмитрий

Нет, отдельные цифры-буквы; надо на месте при другом освещении...

Борис в   13.03.2009 10:54

Re : Каменное поле — отгадки

...... опять неизвестность..... (и при другом освещении не прочитаем, к сожалению)

Дмитрий в   16.03.2009 0:01

Re : Каменное поле — отгадки

Так что - подняли документы, общались с местными жителями и специалистами, а название станицы так и не узнали? Не верю! (Станиславский)
40 годы 20 века - название на картах должно быть! Старые карты поднять поподробнее - 2-3 верстки 19 века - всё там будет.

Лётчик в   16.03.2009 1:37

Re : Лётчик

Название есть, и даже почтовый индекс есть — хутор назывался Верхний Сазонов, а что это меняет? Название хутора для данной публикации значения не имеет; мы пытаемся как-то обобщить тему исчезнувших хуторов... Что Верхний Сазонов, что Керчик-Савров, что... можно перечислять и перечислять... Такие же камни на месте исчезнувших хуторов можно найти в 10 км зоне вдоль участка дороги Каменск - Белая Калитва многократно... И не только там. По всей Ростовской области таких мест полно...

Борис в   16.03.2009 10:54

Re : Каменное поле — отгадки

Борис, может Ты сможешь взять старые (очень) карты у друзей археологов? Думаю на них мы бы обнаружили и другие места поселений. Или то, что от них осталось.

Дмитрий в   26.03.2009 0:34

Re : Каменное поле — отгадки

Карты уже есть, и очень старые (18 века), и середины 20 века... Сейчас обещают карту начала 20 века, жду...

Борис в   26.03.2009 8:26

Re : Каменное поле — отгадки

Множество моих близких родстственников похоронено в Ростовской обл.,в хуторе Старая Станица Каменского р-на.
Поэтому часто приезжаю туда из сентиментальных побуждений.А знает ли кто о падении метеорита в районе х.Калитвенка Каменского р-на?

Одинокий Камень в   16.11.2009 22:13

Re : Одинокий Камень

в Калитвенке (Калитвянке???- Калитвенской?) — это область Каменской астроблемы, т.е. там 49 млн. лет назад упал метеорит, по предположениям. Это известно, хотя не все геологи признают, что "мальчик был"...
А Вы это имеете ввиду, или что-то ещё "в одну воронку дважды" упало?

Борис в   26.11.2009 23:24

Re : Каменное поле — отгадки

ребята, я тут у вас впервые - впечатляет!!! дневники под стать рассказам древних путешественников... единственное, можно попросить написать подробнее о рассказах местных жителей - они давно привыкшие к этим местам, и часто сами не замечают многих важных деталей - для них это привычка, а для кого-то стороннего - кладезь истории...

Anuar в   16.07.2010 20:59

Re : Каменное поле — отгадки

Борис, спасибо за интересный репортаж!
Правда насчёт отгадок, не всё так гладко.
1. Ни в одном населённом пункте расположенном вблизи мегалитических сооружений родовые казаки не проживали. По этому поводу я беседовал со многими старожилами, которые ни при каких условиях себя с казаками не смешивают. Более того, в Керчик Саврове, ещё в 1989 году одна бабка рассказала мне, что "каменных идолов" вероятно соорудили казаки, которые на том месте (каменное поле) устраивали ночёвки, когда гоняли скот на ярмарку в Грушевку. Всё это было ещё до революции. А в самом Керчике казаки не проживали.
2. Как в Керчике так и в других местах местные жители отрицают тот факт, что аллеи менгиров сооружал кто-то из их предков. все они указывают на то, что эти камни там стояли из покон веку. И это всё при том при всём, что никто не отрицает, что камни использовались как межевые метки. ещё и сейчас во многих усадьбах Керчика можно наблюдать эти межевые камни стоящие на углах земельного участка. многие в вертикальном положении. но всё это лишь скромное подражание, аллеям менгиров.
3. В 2004 году, в окрестностях Б. Калитвы, небезызвестный И.И. Колодкин показывал мне два ряда менгиров. в одном было 14 камней и лишь один в вертикальном положении, а во втором 7, из которых три всё ещё стояли вертикально. Так вот на двух из них (рядом стоящих) вверху были сделаны углубления, подобные найденным вами. а на том который стоял поодаль, углублений небыло. Иван Иванович, рассказывал, что когда-то таких камней было намного больше. что касается мнения местных жителей, то самой авторитетной считается версия, что камни эти были поставлены чтобы сбить столку немецкую авиационную разведку. Расказывали как правду, что немцы многократно бомбили поле менгиров, принимая их за цепи идущих в атаку солдат.... В общем в котрый раз, у местных жителей напрочь отсутствует информация о том, что эти камни устанавливал кто-либо из их предков. Правда в Каменском районе, всего за бутылку пива один местный житель рассказал, что со слов городских учёных, камни эти использовались в качестве заборов. когда же я его спросил о том, стал бы он огораживать свой участок таким образом, он небоумённо посмотрев на меня, сказал: - Что я совсем что ли..!?
Кстати в Ростовской области есть масса примеров того, как возводятся каменные изгороди. С этой технологией можно познакомиться в том же Керчике, а лучше съездить в Куйбышевский район (на западе области). Есть там и классический образец коновязи...
4. Что касается кладбищ. Давно подмечена традиция подзахоронений. В Аксайском районе, я был свидетелем раскопок, когда пракктически на 4 кв. метрах находилась могила ямника, срубника, 3-х! катакомбников, мусульманина и казака. Вот и в Керчике, практически в один голос местные жители говорят о том, что старое кладбище находится рядом с древним кладбищем, под котрым они подразумевают аллеи менгиров. опять же никаких ассоциаций с бытовыми нуждами старинных жителей этих мест.
5. тревогу вызывает тот факт, что в последние годы когда на поля менгиров устремилось множество "образованных" искателей приключений, местные жители всё чаще стали блистать своей "просвещённостью" и "учёностью". И каменные аллеи в их глазах всё больше стали походить на изгороди между соседскими огородами (дабы чужая курица "падсолнук" не склевала).
6. В балке Клиновой Аксайского района, некогда располагалось два загадочных объекта. В отличие от от керчикских аллей менгиров, почему-то прозванных "Ростовским Стоунхенджем", они представляли собой самые что нинаесть кромлехи, в плане повторяющие настоящий Стоунхендж. Ещё до революции на их месте выращивали бахчу, постепенно разрушая каменную кладку, а после войны, поле стало инвентарным и остатки кромлехов были снесены. Правда как минимум останки одного из них были исследованы и описаны археологами. Мораль заключается в том, что когда аксайский учитель истории А. Скрипов, убеждал "учёных", что это сооружение уникальный исторический памятник и его нужно восстанавливать, а не сносить, общественность негодовала по поводу того откуда в наших краях могут быть уникальные памятники. в те времена (60-е годы), для большинства обывателей, выложенные в три ряда по кругу камни воспринимались как место складирования бахчи и не более...
PS. В 2005 году, я приехал в Цимлянский район, где мне обещали показать камень с "иероглифами". Но камень исчез оставив после себя едва заметный след на земле. Не исключено, что таже самая участь постигнет и ...

Fynjy в   09.08.2011 19:56

Re : Каменное поле — отгадки

Спасибо за Ваш комментарий.
Я проводил опрос среди местных в Керчике-Саврове и "фильтровал", конечно, рассказы. Но есть процент, который утверждает, что там был хутор.
Насчёт собственно сооружений из камней - я повторюсь: я знаком с результатами спасательной археологии, когда были найдены несколько таких объектов (Несветай-VI и Киреевка-2). Просто по Керчик-Саврову почему-то все молчат о датировке, которая была проведена (Вера Алексеевна участвовала в этом, - Вы, очевидно знаете)

Я не противник существования объектов подобной культуры, я просто быв. советский ученый, который собирает факты и пытается их обобщить и интерпретировать. И в этом деле я следую той методологии исследований, которой следовал 12 лет своей научной деятельности.

Что касается "иероглифов". Я их уже насмотрелся за этот год, результаты в работе. Я не имею ввиду Скельновский.

Борис в   11.08.2011 11:50

Re : Каменное поле — отгадки

Как не банально это звучит, но "Стоунхэндж" это элементы стрелкового полигона 18-19 веков, а именно держатели мишеней. Мишень устанавливалась поверх камня в выемке. Мишенью служили скорее всего кабаки (тыквы). Представьте, какой замечательный тир получался и место ведь почти идеально ровное. Учитывая, что казаки приучались к стрельбе из лука, штуцеров (ружей) и пищалей с самого раннего возраста, уместно предположить, что данный "Стоунхендж" был просто хуторским стрелковым полигоном х.Верхний Сазонов. Между прочим, довольно много казаков по фамилии Сазонов отличились в Донской и Российской истории, во времена Отечественной войны 1812 года и во время Кавказских войн.
Кроме того, к этим вертикально-стоящим камням было удобно привязывать лозу и рубить её как в пешем порядке, так и верхом. Между прочим, мы с казаками до сих именно так и проводим тренировки по рубке лозы, только не привязываем её к неподвижным объектам, а вставляем в специально сваренные трубки с круглой "пяткой". Выставляет эти трубки в ряд по 7-10 штук, на расстоянии 1,5 - 2 м друг от друга.

Есаул в   05.02.2012 23:51

Re : Есаул

Да, мы встречали подобные камни в некоторых хуторах, к которым с большой степенью достоверности подошло бы Ваше объяснение.

Однако, в Верхнем Сазонове данные три камня находятся возле отчетливо прослеживаемых фундаментов 3 постороек и находятся в одной линии с остатками внешнего ограждения подворья...

Кстати, встречаются и колёсоотбойники, расположенные или на углах подворья, или при въезде в него. Это было актуально в связи с беспорядочной хуторской застройкой, когда телега могла "не вписаться" в поворот и снести заграждение. Это в основном массивные глыбы высотою от полуметра

Борис в   06.02.2012 12:34

Re : Каменное поле — отгадки

Борис, такие колёсоотбойники и до сих пор устанавливаются в некоторых станицах и хуторах, с грунтовыми дорогами.

Если предположить (как ранее говорилось) что это коновязь, возле каких-то построек, то зачем её делать из камня? Достаточно и крюков в стене или же в ограждении. Можно ещё предположить, что это более мощная воловязь для быков, которые по тяге лошадь превосходят. Ни к куреню, ни к тыну его не привяжешь - разворотит. А если быки, то уместно предположить, что на них привозили с Маныча, а то и из Таврии соль. А эти помещения, от которых остались фундаменты - соляные склады. Как раз во время Кавказской войны середины 19-го века, многие казачьи артели поставляли соль на Кавказскую Линию. Приходит время замены казаков в полках, с ними идёт обоз с солью. Не исключено, что где-то поблизости хутора был юртовой или окружной сборный казачий пункт. И колёсоотбойники тоже подходят, под данное предположение. Гружёной солью телегой угол у куреня разнесёшь - так разнесёшь!

Есаул в   07.02.2012 21:01

Re : Есаул

По известной на данный момент информации, вроде соляных складов там не было. Верхний Сазонов стоял на отшибе от трактов. Однако известно, что там был, как ни странно, кирпичный завод - остатки печей находятся в полукилометре от этих камней... И, ещё один факт - один из местных жителей владел пароходом, ходящим по Донцу.

Есаул, Вы знаете - кровь из носу надо восстановить историю этого, типичного казачьего хутора, уничтоженного при большевиках. И я осознаю, что времени на это не остаётся. Не смотря на зиму, мы выбрались в соседний хутор, но там местных, коренных жителей, почти что не осталось... И в Нижнем Сазонове осталась только одна бабушка родом их Верхнего Сазонова; первой же поездкой надо к ней...

Я ещё не был в Калитвенской, (хутора Сазоновы относились к Калитвенскому юрту) - там, по моим сведениям, есть люди, которых волнуют эти вопросы истории - они собрали там много информации...

Так что надо спешить... Чтобы успеть...

Борис в   07.02.2012 21:20

Re : Каменное поле — отгадки

Борис, Бог Вам в помощь! Благое дело делаете. Чем смогу - обязательно помогу.
По крайней мере на данный момент установлено одно - что-то возили по-хутору на арбах. Иначе зачем колёсоотбойники? Если не соль, то вполне может быть глину (ничего странного, где-то имелись залежи глины - нужно искать карьер), а потом готовый кирпич и черепицу. Это опять же середина 19 века, когда у казачьего народа появились средства и крыши стали крыть черепицей, а не чаканом. Кирпич, правда не применялся повсеместно, до 20 века так и продолжали делать хаты и куреня по кавказскому варианту - сначала плетутся плетнём стены, затем они закладываются сырцом-кирпичём из глины и коровьих кизеков с обеих сторон, или же обмазываются данной смесью. Обожжённый кирпич использовался для строительства фабрик и заводов. Ближайший к Калитвенской, кажется Сулинский металлургический завод (чугуно и сталеплавильный завод Пастухова - вторая половина 19-го века). Цеха завода и Заводоуправление, действительно сделаны из красного обожжённого кирпича, очень прочного. По любому, информация о хуторе Верхний Сазонов есть в ГАРО. Если бы знать, была ли в хуторе церковь и как именовалась, то можно с запросом обратиться в Донскую Епархию (правда ей, гутарют ажник на три Митрополии раздедили). Однажды Епархия мне здорово помогла, когда я восстанавливал очень запутанную историю родового хутора моего прадеда - х.Задонско-Кагальницкий, Богоявленской станицы (ныне ст.Задоно-Кагальницкая). Так я докопался аж до того, что предки прадеда были разинцы, переселенные после пленения Степана Разина из Кагальницкого городка, что располагался на острове Горелое колено, на Дону. Извиняюсь, что отошёл от темы. Я это к тому, что любая мельчайшая деталь мигом изменяет кропотливо восстанавливаемую цепочку. Хотя, Вы наверняка, знаете это лучше меня. Со своей стороны, я поищу информацию, про хутор в. Сазонов, через знакомых Калитвенцев.

Есаул в   11.02.2012 3:45

Re : Каменное поле — отгадки

Все собирался съездить,поглядеть на родину моих предков,Долгопятовых,и вот спасибо Вам,хоть кусочек увидел.

Василий в   30.06.2014 21:18

Ваше имя:
Ваш e-mail:
(Не обязательно) e-mail используется только для показа Gravatar.
Заголовок:
Комментарий:
Код безопасности
Введите код, который вы видите, в нижнее поле
Добавить комментарий   Отмена 

Реклама: Лучшие Детские стоматологи в городе одинцово nv-stom.ru. .
Дневники путешествий